454091, г. Челябинск, ул. Коммуны, 89
+7 (351) 263 41 23 тел.
+7 (351) 263 65 71 факс
admcentr@cheladmin.ru

Прокурор разъясняет

29.05.2017 | Порядок приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях.

Основным нормативным правовым актом, регламентирующим вопросы приёма, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, является Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, в особенности его статьи 6, 20, 21, 24, 140 – 148 и другие.

Детально процедура приёма, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях прописана в ведомственных нормативных правовых актах органов дознания и предварительного следствия.

Порядок приема заявлений и сообщений о преступлениях

Заявления и сообщения о преступлениях вне зависимости от места и времени совершения преступления, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления подлежат обязательному приему во всех территориальных органах МВД России.

Круглосуточный прием сообщений о преступлениях осуществляется оперативным дежурным дежурной части территориального органа МВД России.

Сообщение о преступлении заявитель вправе не только доставить в орган внутренних дел лично, но и направить нарочным, по почте, по телефону, телеграфу, информационным системам общего пользования (Интернет и др.), факсимильным или иным видом связи. Все указанные способы сообщения о преступлении имеют одинаковую юридическую силу.

Отказ в приеме заявления (сообщения) может быть обжалован надзирающему прокурору.

На принятом заявлении сотрудник органов внутренних дел в обязательном порядке указывает дату и время его получения, свои должность, инициалы, фамилию и заверяет эти сведения своей подписью.

При приеме от заявителя письменного заявления о преступлении заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 УК РФ, о чем делается отметка, удостоверяемая подписью заявителя.

Порядок регистрации заявлений и сообщений о преступлениях

Регистрация в книге учета сообщений о преступлениях (далее по тексту – КУСП) осуществляется независимо от территории оперативного обслуживания незамедлительно и круглосуточно в дежурных частях. КУСП является документом строгой отчетности.

Оперативный дежурный дежурной части, принявший заявление (сообщение) лично от заявителя, одновременно с регистрацией заявления в КУСП обязан оформить талон, который состоит из двух частей: талона-корешка и талона-уведомления, имеющих одинаковый регистрационный номер.

v В талоне-корешке указываются: сведения о заявителе, краткое содержание заявления о преступлении, регистрационный номер по КУСП, подпись оперативного дежурного, его принявшего, дата и время приема.

v В талоне-уведомлении указываются: специальное звание, фамилия, имя, отчество оперативного дежурного, принявшего заявление о преступлении, регистрационный номер по КУСП, наименование территориального органа МВД России, адрес и номер служебного телефона, дата и время приема, подпись оперативного дежурного.

Заявитель расписывается за получение талона-уведомления на талоне-корешке, проставляет дату и время получения талона-уведомления.

Порядок разрешения заявлений и сообщений о преступлениях

По сообщениям о происшествиях, принятых в круглосуточном режиме дежурной частью, требующих незамедлительного реагирования, проверка организовывается сотрудниками дежурных частей, по иным сообщениям – начальником органа внутренних дел. Им же определяется должностное лицо, уполномоченное на проверку и принятие решения по поступившему сообщению.

Заявления и сообщения о преступлениях подлежат проверке в порядке, предусмотренном статьями 144, 145 УПК, по результатам рассмотрения которых органом дознания, дознавателем, следователем, руководителем следственного органа в пределах своей компетенции принимается одно из следующих решений:

  • · О возбуждении уголовного дела;
    · Об отказе в возбуждении уголовного дела;
    · О передаче по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК.

Информация о решениях по заявлениям и сообщениям о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в течение 24 часов с момента их принятия направляется заявителю в письменной форме или в форме электронного документа, при этом заявителю разъясняется порядок их обжалования.

 

15.05.2017 | Внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, регламентирующие порядок трансляции судебных заседаний по уголовным делам по радио, телевидению и в сети «Интернет»

В соответствии с Федеральным законом от 28.03.2017 № 46-ФЗ внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, касающиеся порядка трансляции судебных заседаний по уголовным делам.

Согласно части пятой статьи 241 УПК РФ лица, присутствующие в открытом судебном заседании, вправе вести аудиозапись и письменную запись. Фотографирование, видеозапись и (или) киносъемка, а также трансляция открытого судебного заседания по радио, телевидению или в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» допускается с разрешения председательствующего в судебном заседании. При этом она запрещается на стадии досудебного производства.

Статья 257 УПК РФ дополнена частью пятой, согласно которой судебное разбирательство проводится в условиях, обеспечивающих установленный порядок судебного заседания и безопасность участников уголовного судопроизводства. Действия лиц, присутствующих в зале судебного заседания и осуществляющих разрешенные судом фотографирование, видеозапись и (или) киносъемку, трансляцию по радио, телевидению или в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не должны нарушать установленный порядок судебного заседания. Эти действия могут быть ограничены судом во времени и должны осуществляться на указанных судом местах в зале судебного заседания и с учетом мнения лиц, участвующих в деле.

Кроме того, предусмотрено, что если в ходе судебного разбирательства осуществлялись фотографирование, аудио- и (или) видеозапись, киносъемка допросов, трансляция по радио, телевидению или в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", то об этом делается отметка в протоколе судебного заседания. Материалы прилагаются к уголовному делу. При осуществлении трансляции судебного заседания в протоколе судебного заседания указывается также наименование средства массовой информации или сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", посредством которых осуществлялась трансляция.

Федеральный закон вступил в силу с 08 апреля 2017 года.

 

04.05.2017 | Введена уголовная ответственность за фальсификацию доказательств по делу об административном правонарушении

С 28 апреля 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 17.04.2017 № 71-ФЗ «О внесении изменений в статью 303 Уголовного кодекса Российской Федерации», которым расширена диспозиция статьи.

Если в предыдущей редакции статьи 303 УК РФ её частью первой уголовная ответственность была установлена только за фальсификацию доказательств по гражданскому делу лицом, участвующим в деле, или его представителем, то действующей редакцией статьи введена уголовная ответственность как за фальсификацию доказательств по гражданскому делу, так и административному делу лицом, участвующим в деле, или его представителем, а равно фальсификация доказательств по делу об административном правонарушении участником производства по делу об административном правонарушении или его представителем, а равно фальсификация доказательств должностным лицом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, либо должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

Санкцией части первой статьи 303 УК РФ предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев.

Старший помощник прокурора Центрального района г.Челябинска А.В.Гнедышев

 

28.04.2017 | Введена уголовная ответственность за хулиганские действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств.

С 15 апреля 2017 года вступает в силу Федеральный закон от 03.04.2017 № 60-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

Нормативным правовым актом внесены изменения в статью 213 Уголовного кодекса Российской Федерации – хулиганство.

В частности, часть 1 статьи 213 УК РФ дополнена п. «в», которым введена уголовная ответственность за хулиганство, то есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте, а также на любом ином транспорте общего пользования.

Наказание по статье осталось прежним: штраф от 300 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере зарплаты за период от двух до трех лет, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные работы на срок от года до двух лет, либо принудительные работы на срок до пяти лет, либо лишение свободы на тот же срок.

Кроме того, Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 267.1. которой введена уголовная ответственность за совершение из хулиганских побуждений действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств. Эта статья предусматривает наказания за действия, которые совершены вне транспортного средства. Под ее действие подпадают «зацеперы» (лица передвигающиеся на транспортном средстве, расположившись или зацепившись с его внешней стороны), а также хулиганы, которые забрасывают транспортные средства камнями или ослепляют водителей (пилотов) лазерными указками.

Санкцией статьи предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Внесение дополнений в уголовный закон в частности обусловлено участившимися случаями противоправных действий как самих пассажиров так и иных лиц, в том числе случаев связанных с созданием помех при осуществлении полетов на самолетах, движении железнодорожного транспорта, другого транспорта общего пользования.

 

27.04.2017 | Квалификация сбыта наркотических средств с использованием электронных и информационно – телекоммуникационных сетей

В соответствии с п. «б» ч. 2 ст. 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за сбыт наркотических средств, совершенный с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей.

По смыслу уголовного закона виновное лицо может быть осуждено с указанным квалифицирующим признаком только в тех случаях, когда оно с использованием электронных или информационно-телекоммуникацион­ных сетей выполняет объективную сторону данного состава преступления.

Следовательно, если информация о возможности приобретения наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов размещена на сайте, передана посредством электронного сообщения, место встречи для их передачи оговорено посредством сотового телефона или радиостанции, электронной почты, но их передача осуществляется при непосредственном контакте сбытчика и приобретателя, то такой квалифицирующий признак отсутствует.

Необходимо также иметь ввиду, что само по себе использование сотовой телефонной связи при обсуждении действий, направленных на незаконный сбыт наркотических средств (переговоры о месте встречи, времени для передачи наркотического средства), как и обращение приобретателя к лицу, сбывающему наркотическое средство, с вышеуказанной просьбой не свидетельствует о том, что при непосредственной передаче наркотического средства, оплате за него использовались электронные или информационно-телекоммуникационные сети. При этом использование сотовой телефонной связи в переговорах, связанных со сбытом наркотических средств, между сбытчиком и приобретателем, по существу, не отличается от использования данными лицами телефонной кабельной связи при осуществлении таких переговоров.

Старший помощник прокурора
Центрального района г.Челябинска
А.В.Гнедышев

 

14.04.2017 | Что нужно знать о коррупции?

Генеральной прокуратурой Российской Федерации подготовлен буклет-памятка о законодательстве в сфере противодействия коррупции. Скачать

Памятка 1 Памятка 2

 

 

31.03.2017 | Порядок наследования имущества граждан, умерших в один день

Федеральным законом от 30 марта 2016 года № 79-ФЗ внесены изменения в ст.ст. 67, 68 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» 15.11.1997 № 143-ФЗ и ст.ст. 1114, 116, 1146 ч. 3 Гражданский кодекс Российской Федерации по вопросам наследования. В соответствии с нововведениями, должно быть определено время смерти, а не день смерти наследодателя. Если граждане скончались в один день, второй умерший сможет стать наследником первого. Правило не применяется, когда момент смерти установить нельзя. Органы записи актов гражданского состояния должны указывать в записи акта о смерти наряду с местом и датой смерти её время. Эти же данные закрепляются в свидетельстве о смерти. Федеральный закон вступил в силу с 1 сентября 2016 года.


21.03.2017 | Возраст наступления уголовной ответственности

Зачастую подростки, совершая те или иные противоправные действия, ошибочно полагают, что из-за несовершеннолетнего возраста им ничего не будет. Вместе с тем уголовная ответственность за совершение большинства преступлений наступает с шестнадцатилетнего возраста. По достижении именно этого возраста, по общему правилу считается, что человек в полном объеме обладает необходимыми свойствами и познаниями, позволяющими правильно оценить социальную значимость своих действий.

Однако за некоторые преступления, такие, как убийство, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, кража чужого имущества, мошенничество, грабеж, разбой, вымогательство, хулиганство при отягчающих обстоятельствах, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством, а также за ряд преступлений против общественной безопасности, в том числе - ложное сообщение об акте терроризма, уголовная ответственность наступает с 14 лет.

Видами уголовных наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются: штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы.

Наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте до шестнадцати лет, на срок не свыше шести лет. Этой же категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, а также остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях. Наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до шестнадцати лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые.

В ряде случаев законодателем установлен повышенный возраст уголовной ответственности. Например, за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений или в совершение антиобщественных действий уголовную ответственность несут лица, достигшие 18 лет.

Согласно закону лицо считается достигшим возраста, с которого может наступить уголовная ответственность, не в день рождения, а по его истечении, т.е. с ноля часов следующих суток.

За некоторые должностные преступления уголовную ответственность несут лица, в отношении которых законами и иными нормативными актами предусмотрен определенный возрастной порог для вступления в соответствующие должности. Уголовно-правовое значение имеет не только физический возраст человека, но и уровень его психического развития, соответствующий этому возрасту.

Так, частью 3 статьи 20 Уголовного кодекса Российской Федерации установлено, если несовершеннолетний достиг возраста уголовной ответственности, но вследствие отставания в психическом развитии во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.

Для решения вопроса о наличии или отсутствии у несовершеннолетнего отставания в психическом развитии в необходимых случаях назначается судебная комплексная психолого-психиатрическая экспертиза.

 

14.03.2017 | Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Закон устанавливает принципы защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении контроля, к которым в том числе относятся:

1) преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов деятельности; 

2) презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей; 

3) недопустимость проводимых в отношении одного предпринимателя несколькими органами контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований; 

4) недопустимость взимания платы за проведение мероприятий по контролю.

В соответствии с ст. 32 Федерального закона №294-ФЗ защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля осуществляется в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указанная статья закрепляет положение, которое для современного российского законодательства является нормой, - возможность осуществления защиты как в административном, так и (или) в судебном порядке. Данная позиция основана на ч. 1  ст. 46 Конституции РФ, в которой установлено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, Решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде.

Дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц рассматриваются арбитражными судами по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главах 22 и 24 АПК РФ.


01.03.2017 | Расширен перечень категорий граждан, на которые распространяются запреты, ограничения и обязанности, установленных законом о противодействии коррупции

В соответствии с п.1 ч. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции», коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2017 № 187 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля2013 г. № 568» расширен перечень категорий граждан, на которые распространяются запреты, ограничения и обязанности, установленных законом о противодействии коррупции.

Согласно данному нормативному акту, действие запретов, ограничений и обязанностей, установленных законом о противодействии коррупции в части запрета на совместную трудовую деятельность с родственниками, распространено также на руководителей, главных бухгалтеров и работников с финансово-хозяйственными полномочиями федеральных государственных учреждений (ФГУ), федеральных государственных унитарных предприятиях (ФГУП) и казенных предприятий.

Такие работники и граждане, претендующие на замещение данных должностей, не могут осуществлять трудовую деятельность в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником соответствующего учреждения или предприятия, замещающим одну из указанных должностей, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Данный запрет не распространяется на работников, замещающих другие должности в ФГУ или ФГУП, казенных предприятиях, созданных для выполнения задач, стоящих перед федеральными госорганами, а также на граждан, претендующих на такие должности.

В настоящее время аналогичный запрет действует для работников, замещающих должности в Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Фонде обязательного медицинского страхования Российской Федерации, иных организациях, созданных на основании федеральных законов или для выполнения задач, поставленных перед федеральными госорганами, а также для лиц, претендующих на такие должности.

 

27.02.2017 | Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением сторон

Уголовный закон предусматривает возможность освобождения от уголовной ответственности лица, впервые совершившего преступление небольшой или средней тяжести, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред.

Процедура прекращения уголовного дела за примирением сторон предусмотрена статьей 25 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно данной норме закона суд, а также следователь с согласия следственного органа или дознаватель с согласия прокурора вправе на основании заявления потерпевшего или его законного представителя прекратить уголовное дело в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, в случаях, предусмотренных статьей 76 Уголовного кодекса Российской Федерации, если это лицо примирилось с потерпевшим и загладило причиненный вред.

Исходя из взаимосвязи статей 76 УК РФ и25 УПК РФ за примирением сторон могут быть прекращены дела небольшой и средней тяжести, а именно те, за которые предусмотрено наказание не более пяти лет лишения свободы. Кроме того, прекращение по данному основанию возможно только по уголовным делам, где имеется потерпевший, то есть противоправными действиями виновного причинен вред физическому или юридическому лицу.

В тех ситуациях, когда вред причинен интересам общества или государства и отсутствует потерпевший, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, положения ст.25 УПК РФ применены быть не могут. Лицо, совершившее преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности по иным, предусмотренным законом, основаниям.

Одним из оснований освобождения от уголовной ответственности, предусмотренных ст.76 УК РФ является «заглаживание виновным вреда, причиненного потерпевшему». Отсутствие примирения потерпевшего с виновным препятствует освобождению виновного от уголовной ответственности по данному основанию

Так, например постановлением президиума Челябинского областного суда отменено постановление мирового судьи в связи с нарушением прав потерпевшего, а также отсутствием фактического примирения сторон. В материалах дела отсутствовали данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте, дате и времени слушания дела в мировом суде. Прекращая уголовное дело за примирением сторон в отсутствие потерпевшего суд сослался на его заявление, приобщенное к материалам уголовного дела на стадии предварительного следствия. При этом суд не убедился действительно ли это заявление написано потерпевшим, добровольно либо в силу принуждения, в заявлении также отсутствует дата его написания. В надзорной жалобе потерпевший указал на то, что не передавал и не направлял в суд заявление о рассмотрении уголовного дела без его участия и о прекращении уголовного дела в отношении в связи с примирением сторон.

Кроме того, в постановлении суд указал, что подсудимый загладил причиненный вред путем принесения извинений. Однако с учетом причинения потерпевшему тяжкого вреда здоровью по неосторожности потерпевшему необходимо было загладить и материальный вред (затраты на лечение).

Также, обязательным условием прекращения уголовного дела является согласие лица, привлекаемого к уголовной ответственности. Виновному должно быть разъяснено, что прекращение уголовного дела за примирением сторон, не является реабилитирующим основанием. Применение данной нормы закона означает, что лицо фактически признало свою вину, но от уголовной ответственности освобождено при соблюдении необходимых условий. При этом оно считается юридически не судимым и в отношении него аннулируются правовые последствия, связанные с наличием судимости.

Законодателем предусмотрено, что прекращение уголовного дела возможно только в отношении лица впервые совершившего преступление. Это означает, что у него не имеется непогашенных судимостей по приговорам, постановленным до совершения инкриминируемого преступления.

Вместе с тем, необходимо обратить внимание на то, что даже если перечисленные условия соблюдены, обязательное прекращение уголовного дела не гарантировано. Законодатель ориентирует органы, в чьих производствах находятся уголовные дела, также учитывать конкретные обстоятельства уголовного дела, включая особенности и число объектов преступного посягательства, их приоритет, наличие свободно выраженного волеизъявления потерпевшего, изменение степени общественной опасности лица, совершившего преступление, после заглаживания вреда и примирения с потерпевшим, личность совершившего преступление, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание

 

22.02.2017 | Доклад «Профилактика проявлений экстремизма в рамках действующего законодательства, устанавливающего юридическую ответственность за совершение экстремистских действий»

При анализе наиболее часто совершаемых в Центральном районе города Челябинска правонарушений экстремистского характера, из установленных ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», можно выделить возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни и пропаганда, и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики.

За нарушение законодательства о противодействии экстремистской деятельности установлена как административная, так и уголовная ответственность.

Так, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях статьей 20.3. предусмотрена ответственность в виде штрафа до 100 тысяч рублей, так и административный арест до 15 суток за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами.

Статьей 20.29. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за производство и распространение экстремистских материалов предусмотрена ответственность в виде штрафа до 1 миллиона рублей, также и административный арест до 15 суток.

В Уголовном кодексе Российской Федерации статьями 280, 282, 282.1., 282.2., 282.3. предусмотрена ответственность за преступления экстремистской направленности вплоть до лишения свободы сроком на 12 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Уголовный закон под преступлениями экстремистской направленности понимает преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти, или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Доведение до широких масс общества сведений о санкциях статей, предусматривающих ответственность за нарушение законодательства о противодействии экстремистской деятельности безусловно имеет профилактических характер.

Кроме того, в целях пресечения серьезных последствий необходимо разъяснять гражданам и организациям, что Уголовный кодекс Российской Федерации допускает, что лицо, впервые совершившее некоторые преступления экстремистской направленности, добровольно сообщившее о совершении такого преступления и прекратившее продолжать преступную деятельность, может быть освобождено от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Прокуратурой Центрального района города Челябинска за 2016 год, в рамках профилактики и предупреждения проявлений экстремизма на поднадзорной территории, объявлено 5 предостережений о недопустимости нарушения закона в указанной сфере с предупреждением о возможном привлечении к административной и уголовной ответственности.

Также, за прошедший год прокуратурой района проведено 12 мероприятий по разъяснению законодательства о противодействии экстремистской деятельности.

Помощник прокурора Центрального района
города Челябинска юрист 1 класса
А.С. Герман

 

 

16.02.2017 | Законодательство об ответственности за неуплату средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей

Федеральным законом от 03.07.2016 №323-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности», ст. 157 Уголовного кодекса Российской Федерации, ранее предусматривающая ответственность за злостное  уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, изложена в новой редакции: «Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей».    

Федеральным законом от 03.07.2016 №326-ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности», кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен ст. 5.35.1 КоАП РФ «Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей».  

Согласно ст. 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35.1 КоАП РФ «Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей» уполномочены составлять должностные лица территориальных органов службы судебных приставов.

К уголовной ответственности может быть привлечено лицо, неоднократно совершившее деяние, предусмотренное ст. 157 УК РФ, подвергнутое административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.

 

07.02.2017 | Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы

Профилактика правонарушений и преступлений, несомненно, является одной из важнейших задач любого государства. Особое значение имеет контроль за поведением людей, ранее уже отбывавших наказание в местах лишения свободы, поскольку указанная группа граждан в особой «зоне риска», их прошлые правонарушения могут свидетельствовать о склонности к противоправному поведению.

С целью особого профилактического воздействия на таких лиц с 1 июля 2011 года на территории Российской Федерации действует Федеральный закон от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – Закон об административном надзоре).

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Первое (и главное) основание для установления такого надзора: лицо должно быть освобождено из мест отбывания наказания в виде лишения свободы. Без наличия такого основания надзор не может быть установлен никому и ни при каких обстоятельствах.

Второе основание заключается в том, что освобожденное из мест лишения свободы лицо должно быть совершеннолетним.

Третье основание состоит в том, что освобожденное из мест лишения свободы лицо должно иметь неснятую судимость, так как административный надзор возможно устанавливать и продлевать только во время течения неснятой и непогашенной судимости.

Четвертое основание, уголовно-правового характера: судимость освобожденное лицо должно иметь не за любые преступления, а только за те, которые указаны в Законе об административном надзоре.

Итак, в любом случае административный надзор будет установлен в отношении лиц:

а) освобождаемых из мест лишения свободы, имеющих судимость за преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего;

б) совершивших преступление при опасном и особо опасном преступлении;

в) совершивших в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости.

Административный надзор может быть установлен в отношении лиц, освободившихся из мест лишения свободы, если они:

а) в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавались злостными нарушителями установленного порядка и условий отбывания наказания;

б) совершают в течение одного года после отбытия наказания два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.

Административный надзор устанавливается на основании решения суда.

С момента постановки на учет в территориальном органе внутренних дел за указанными лицами осуществляется контроль.

В отношении таких лиц устанавливается ряд ограничений, таких как:

1) запрещение пребывания в определенных местах;

2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;

4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;

5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

Ответственность за нарушение требований Закона об административном надзоре поднадзорными лицами установлена ст. 19.24 КоАП РФ и ст. 314.1 УК РФ. 

 

02.02.2017 | Ответственность за нарушение порядка представления сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера

В соответствии со ст. 8 Федерального Закона «О противодействии коррупции»  сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю):

1) граждане, претендующие на замещение должностей государственной службы;

1.1) граждане, претендующие на замещение должностей членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должностей в Центральном банке Российской Федерации, включенных в перечень, утвержденный Советом директоров Центрального банка Российской Федерации;

1.2) граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации;

2) граждане, претендующие на замещение должностей, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;

3) граждане, претендующие на замещение отдельных должностей, включенных в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;

3.1) граждане, претендующие на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений;

3.2) лица, замещающие должности государственной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации;

В соответствии с ч. 9 ст. 8 Федерального Закона «О противодействии коррупции» невыполнение гражданином или лицом, указанными в части 1 настоящей статьи, обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности, увольнение его с государственной или муниципальной службы, с работы в Центральном банке Российской Федерации, государственной корпорации, публично-правовой компании, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иной организации, создаваемой Российской Федерацией на основании федерального закона, увольнение с работы в организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, а также в государственном (муниципальном) учреждении.

 

17.01.2017 | Необходимая оборона в уголовном праве

Необходимая оборона является неотъемлемым правом личности. Конституция Российской Федерации (ч.2 ст.45) признает право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

При необходимой обороне посягающему причиняется вред. Формально такие действия подпадают под признаки преступного деяния. Но действия обороняющегося не являются общественно опасными. Более того, они общественно полезны, поощряемы государством, поскольку не только направлены на защиту правоохраняемых интересов, но и способствуют повышению социальной активности граждан.

Согласно ч.1 ст.37 УК РФ не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, т.е. при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия.

Из содержания этой нормы следует, что если общественно опасное посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, то необходимая оборона будет являться правомерной вне зависимости от того, какие средства и способы были применены при обороне и какой вред был причинен при этом посягающему. Закон признает в таких случаях правомерность причинения любого вреда, вплоть до причинения смерти.

Общественно опасное посягательство, сопряженное с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, представляет собой деяние, которое в момент его совершения создавало реальную опасность для жизни обороняющегося или другого лица. О наличии такого посягательства могут свидетельствовать:

- причинение вреда здоровью, создающего реальную угрозу для жизни обороняющегося или другого лица (например, ранения жизненно важных органов);
- применение способа посягательства, создающего реальную угрозу для жизни обороняющегося или другого лица (применение оружия или предметов, используемых в качестве оружия, удушение, поджог и т.п.).

Непосредственная угроза применения насилия, опасного для жизни обороняющегося или другого лица, может выражаться, в частности, в высказываниях о намерении немедленно причинить обороняющемуся или другому лицу смерть или вред здоровью, опасный для жизни, демонстрации нападающим оружия или предметов, используемых в качестве оружия, взрывных устройств, если с учетом конкретной обстановки имелись основания опасаться осуществления этой угрозы.

Защита от посягательства, не сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, является правомерной, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны, т.е. умышленных действий, явно не соответствующих характеру и опасности посягательства.

В этой связи следует сделать вывод о том, что при посягательстве, не сопряженном с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, превышение пределов необходимой обороны связано с осознанием обороняющимся неправильности, опасности своих действий в момент причинения вреда. Иными словами, обороняющийся должен с очевидностью осознавать, что защититься от посягательства, пресечь его он имеет возможность, применяя иные средства защиты, с меньшей ее интенсивностью, с причинением посягающему значительно меньшего вреда по сравнению с реально причиненным. Таким образом, обороняющийся должен стремиться не к расправе над посягающим, а к прекращению его действий и причинению только необходимого для отражения посягательства вреда. Но при этом правового значения не имеет возможность обороняющегося убежать, позвать на помощь, иным образом уклониться от посягательства.

В ч.2.1 ст.37 УК РФ говорится о том, что не являются превышением пределов необходимой обороны действия обороняющегося лица, если это лицо вследствие неожиданности посягательства не могло объективно оценить степень и характер опасности нападения. В таких ситуациях при отсутствии объективной оценки обстоятельств нападения умысел на превышение пределов необходимой обороны отсутствует, и поэтому причинение вреда в таких ситуациях признается правомерным.

Право на необходимую оборону имеют в равной мере все лица независимо от профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения. Это право, как отмечалось выше, принадлежит лицу и независимо от возможности избежать общественно опасного посягательства или обратиться за помощью к другим лицам или органам власти.

Данное положение, закрепленное в ч.3 ст.37 УК РФ, уточняет положение о необходимой обороне применительно к лицам, в чьи профессиональные обязанности входит пресечение общественно опасных посягательств.

Действия оборонявшегося, причинившего вред посягавшему, не могут считаться совершенными в состоянии необходимой обороны, если вред причинен после того, как посягательство было предотвращено или окончено и в применении средств защиты явно отпала необходимость. В этих случаях ответственность наступает на общих основаниях.

 

09.12.2016 | Ответственность за продажу алкоголя несовершеннолетним

Практически во всех цивилизованных странах продажа алкогольной продукции несовершеннолетним запрещена. Не является исключением в этом плане и Россия. Указанный запрет обусловлен как медицинскими, так и социальными причинами.

Негативное влияние алкоголя на организм растущего человека многократно обосновано с медицинской точки зрения. Алкоголь оказывает на организм несовершеннолетнего разрушительное воздействие. Специалисты заявляют, что у детей и подростков алкоголизм возникает намного быстрее, чем у взрослых, и гораздо чаще отмечаются нарушения психической деятельности, связанные со злоупотреблением алкоголем (например, слабоумие).

Социальная опасность указанного явления обусловлена тем, что недостаточно зрелые социально, подростки под влиянием алкоголя намного чаще совершают антиобщественные действия, чем взрослые. Указанное зачастую приводит к совершению названной категорией лиц преступлений.

Ещё в советское время в законодательстве появились нормы, запрещающие продавать спиртное детям и подросткам. Новеллой российского законодательства является введение уголовной ответственности за розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции.

Итак, современным российским законодательством запрещено продавать спиртные напитки лицам, не достигшим 18 лет. Указанный запрет установлен ст.16 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

В советском законодательстве действовало постановление Совета министров СССР № 410 от 7 мая 1985 года, согласно которому запрещалась продажа спиртных напитков лицам, не достигшим 21 года. Следует отметить, что в ряде стран Запада до настоящего времени существует такое возрастное ограничение.

За нарушение установленного законодательством запрета предусмотрена административная и уголовная ответственность. В Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) РФ существует статья 14.16, предусматривающая наказание за нарушение правил продажи спирта и алкогольной продукции. Конкретно же часть 2.1 этой статьи гласит, что продажа несовершеннолетним алкоголя через розничную сеть наказывается штрафом.

Размеры штрафа, предусмотренные ст. 14.16. КоАП РФ, составляют для граждан от 30 до 50 000 рублей, для должностных лиц — от 100 до 200 000 рублей, для организаций — от 300 до 500 000 рублей.

При выявлении факта реализации алкогольной продукции в магазине несовершеннолетнему могут быть привлечены к ответственности как продавец и директор (управляющий) магазина, так и юридическое лицо. Кроме того, юридическое лицо в связи с этим может быть лишено лицензии на продажу алкогольной продукции.

Федеральным законом от 21.07.2011 №253-ФЗ в Уголовный кодекс Российской Федерации введена ст.151.1 УК РФ, предусматривающая ответственность за розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции, если это деяние совершено неоднократно.

В соответствии с примечанием к ст.151.1 УК РФ, розничной продажей несовершеннолетнему алкогольной продукции, совершенной лицом неоднократно, признается розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию (то есть в течение года со дня совершения административного правонарушения).

За совершение преступления, предусмотренного ст.151.1 УК РФ, установлена уголовная ответственность в виде штрафа от 50 до 60 тысяч рублей, исправительных работ на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

 

 

07.12.2016 | Разъяснение законодательства о направлении работодателями в 2017 году работников на независимую оценку квалификации.

С 1 января 2017 года вступают в законную силу Федеральный закон от 03.07.2016 N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» и Федеральный закон от 03.07.2016 N 239-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона  «О независимой оценке квалификации».

Независимая оценка квалификации поможет определить, соответствует ли квалификация работника профстандарту или иным требованиям, установленным в НПА. Если работодатель решит направить сотрудников на такую оценку, ему потребуется при определении перечня необходимых специальностей и профессий учесть мнение представительного органа работников. Кроме того, работодателю нужно будет получить письменное согласие сотрудников, чтобы направить их на независимую оценку. Порядок и условия направления на оценку будут определяться  коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Работодателям, которые собираются использовать процедуру независимой оценки в 2017 году, уже сейчас стоит заняться разработкой необходимых документов. Например, допсоглашений к трудовым договорам. Независимую оценку в форме профессионального экзамена будут проводить специальные центры. Правительство уже утвердило для этого правила. Они начнут действовать также с 2017 года. Если на независимую оценку сотрудника будет направлять работодатель, то именно он заключит с центром оценки квалификаций договор о возмездном оказании услуг. Вместе с тем допускается, что физлицо может пройти эту процедуру и по своей инициативе. Тогда заключать договор с центром и оплачивать экзамен будет сам соискатель либо иное физлицо или юрлицо.

 

07.12.2016 | Разъяснение законодательства о порядке подачи в Верховный суд Российской Федерации документов в электронном виде.

Приказом Председателя ВС РФ от 29.11.2016 №46-П утвержден Порядок подачи в ВС РФ документов в электронном виде, который вводится в действие с 1 января 2017 года.

Новый порядок  касается арбитражного, административного, гражданского и уголовного процессов. Для подачи электронных документов по административным, гражданским и уголовным делам надо будет использовать личный кабинет на сайте ВС РФ. Кабинет создается автоматически, после подтверждения личных данных лица, которое подает документы. Пользоваться кабинетом смогут представители юридических лиц, физических лиц или сами физические лица, подающие документы.

Обращаться в ВС РФ по арбитражному делу, как и сейчас, можно будет через личный кабинет в системе "Мой арбитр". В форме для отправки на сайте ВС РФ лицо, подающее документ, должно указатьосновную информацию о деле и загрузить файлы документов. Подходящим форматом будет  электронный документ или образ. Требования к ним подробно описаны в новом порядке. Важно понимать: документ не примут из-за ошибок. Например, если формат файла будет некорректен.

После отправки документов в личный кабинет придет уведомление с датой и временем поступления их в ВС РФ. Эти данные фиксируются по московскому времени. Суд примет их во внимание при рассмотрении вопроса о том, соблюдались ли сроки обращения в суд.

 

03.12.2016 | Разъяснение законодательства: число дней дополнительного отпуска за «вредную» работу нужно округлять в пользу сотрудника

Выводы, изложенные в письме Минтруда России от 18.10.2016 №14-2/В-1045, пригодятся работодателям при расчете дополнительного отпуска сотруднику, который работает во вредных или опасных условиях. Разъяснение касается случая, когда число дней отпуска получается нецелым.

Такая ситуация возможна, если в рабочем году сотрудник фактически был занят во вредных условиях труда меньше 11 месяцев и дополнительный отпуск предоставляется ему пропорционально отработанному времени.

Например, сотруднику полагается 7 дней дополнительного отпуска в год за работу во вредных условиях. Фактически он отработал в таких условиях 9 месяцев. Если 7 дней разделить на 12 месяцев и умножить на 9 месяцев, выходит, что работнику полагается 5,25 дня отпуска. Применив разъяснение Минтруда, работодатель должен округлить это число в пользу сотрудника до 6 дней.

Об округлении числа дней отпуска в пользу сотрудников еще в 2005 году высказывалось Минздравсоцразвития. Тогда рассматривался вопрос о количестве календарных дней неиспользованного отпуска, за которые нужно выплатить компенсацию при увольнении.

Если округлять число дней отпуска по правилам арифметики, возможны претензии со стороны контролирующих органов и споры с сотрудниками. Поэтому работодателю лучше закрепить в локальном нормативном акте правило о том, что округление производится в пользу сотрудника.

 

03.12.2016 | Порядок составления списков кандидатов в присяжные заседатели

Федеральным законом от 23.06.2016 № 209-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» внесены изменения не только в части того, что уголовные дела с участием присяжных заседателей будут рассматриваться также в районных судах и в гарнизонных военных судах, кроме военных судов, дислоцированных за границей, но и данным законом регламентирован порядок составления списков кандидатов в присяжные заседатели, согласно которому исполнительно-распорядительный орган муниципального образования каждые четыре года составляет список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели, включая в списки граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего муниципального образования.

Председатели судов не позднее, чем за три месяца до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели, ранее включенных в списки кандидатов, вносят в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации представления о необходимом для работы судов числе кандидатов в присяжные заседатели. О составлении списка и запасного списка кандидатов в присяжные заседатели исполнительно-распорядительный орган извещает граждан, а также уведомляет лиц, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, в течение двух недель предоставляет им возможность ознакомиться и рассматривает поступающие от граждан, включенных в списки, письменные заявления об исключении их из этих списков и исправлении неточных сведений.

Уточненные списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели подписываются главами муниципальных образований, скрепляются печатями и направляются в районные суды, юрисдикция которых распространяется на территории соответствующих муниципальных образований, а также в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Указанные списки подписываются руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и скрепляются печатью.

Списки кандидатов в присяжные заседатели публикуются в средствах массовой информации и содержат только фамилии, имена и отчества кандидатов в присяжные заседатели. Граждане имеют право обращаться в исполнительно-распорядительный орган с письменными заявлениями о необоснованном включении их в указанные списки, об исключении их из этих списков или исправлении неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели, содержащихся в этих списках. Изменения и дополнения, внесенные исполнительно-распорядительным органом в списки кандидатов в присяжные заседатели также публикуются в средствах массовой информации.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2017 года.

 

02.12.2016 | Ответственность за подделку и использование документов

Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность за незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей (ст.324 УК РФ); за похищение, уничтожение, повреждение или сокрытие официальных документов, совершённые из корыстной или иной личной заинтересованности, а также похищение паспорта или другого важного личного документа (ст.325 УК РФ); за подделку, изготовление или сбыт поддельных  официальных документов, использование заведомо подложного документа (ст.327 УК РФ).

Общим для всех указанных выше составов преступлений является то обстоятельство, что документы, являющиеся предметом этих преступлений, должны быть официальными.

В законодательстве отсутствует четко сформулированное понятие официального документа. Указанный пробел восполнен Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 09.07.2013 №24. В соответствии с п.35 названного документа официальным является документ, удостоверяющий факты, влекущие юридические последствия в виде предоставления или лишения прав, возложения или освобождения от обязанностей, изменения объема прав и обязанностей. К таким документам следует относить, в частности, листки временной нетрудоспособности, медицинские книжки, экзаменационные ведомости, зачетные книжки, справки о заработной плате, протоколы комиссий по осуществлению закупок, свидетельства о регистрации автомобиля.

Судебная практика свидетельствует о том, что наиболее часто данные преступления совершаются с целью избежать ответственности за совершённый прогул (подделка и предоставление подложного листка нетрудоспособности), для устройства на работу при отсутствии соответствующего образования и профессиональных навыков (предоставление поддельных дипломов и аттестатов) и т.д.

Зачастую подделка и использование официального документа – способ совершения других преступлений, например, мошенничества.

Лица, непосредственно подделывающие, изготовляющие или сбывающие поддельные официальные документы подлежат привлечению к уголовной ответственности вне зависимости от того, воспользовались ли этими документами их приобретатели. Преступление считается совершенным с момента изготовления документа при отсутствии для этого законных оснований (например, постановка печатей и штампов на не заполненные бланки), внесение в документы сведений, не соответствующих действительности, а равно их сбыт (продажу, передачу и т.д.) иным лицам.

Приобретатели подложных документов несут ответственность только в случае их использования (ч.3 ст.327 УК РФ). Под использованием понимаются действия лиц по извлечению пользы, выгоды, эффекта или других полезных свойств документа путём его предъявления, представления (демонстрации), предоставления.

Правоохранительными органами Центрального района г.Челябинска в течение истекшего периода 2016 года в суд направлено более 100 уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ч.3 ст.327 УК РФ.

Наибольшее количество выявленных фактов – использование заведомо подложных медицинских книжек при трудоустройстве в пункты общественного питания.

Так, лица по разным причинам (экономия времени, желание упростить процедуру) избегают официального прохождения медицинской комиссии в медицинских учреждениях, в сети «Интернет» находят объявления об изготовлении документа за символическую плату, после чего «покупают» его. При этом, разумеется, установленная процедура прохождения освидетельствования не соблюдается, а в  медкнижке проставляются поддельные штампы учреждений и подписи врачей.

Уголовным законом указанное преступление отнесено к категории преступлений небольшой тяжести. Санкцией ч.3 ст.327 УК РФ предусмотрено наказание в виде штрафа до 80 тысяч рублей, обязательных работ до 480 часов или исправительных работ до 2 лет.

 

01.12.2016 | Ответственность по ст.264.1 УК РФ»

Федеральным законом от 31 декабря 2014 года №528-ФЗ в Уголовный кодекс РФ введена ст.264.1, предусматривающая ответственность за нарушение Правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию.

Сведения правоохранительных органов по всей стране о числе задержанных водителей, повторно управлявших транспортными средствами в состоянии опьянения, позволяют сделать вывод о масштабах такого криминального поведения.

Согласно сводкам регионального МВД, ежедневно задерживается в среднем по 4-5 лиц, ранее подвергнутых административному наказанию. Это свидетельствует о распространенности такого поведения среди водителей, обусловленного в определенной степени несовершенством правового механизма борьбы с ним и реализации базового принципа неотвратимости наказания, а как следствие - общим правовым нигилизмом населения. В некоторых случаях это приводит к совершению дорожно-транспортных происшествий, в том числе повлекших наступление тяжких последствий.

Данные о ежедневно выявляемых фактах правового нигилизма водителей свидетельствуют о том, что преступление, предусмотренное ст. 264.1 УК, уже скоро займет одно из лидирующих мест в уголовно-правовой статистике.

Судебная практика о таких преступлениях находится в стадии формирования, поэтому вопросы правоприменения как никогда актуальны для органов дознания, прокуроров и судов. Особенностями рассматриваемого состава преступления являются административная преюдиция и бланкетный характер уголовно-правовой нормы, в связи с чем определяющий характер приобретают вопросы административного законодательства, законодательства в сфере безопасности дорожного движения, о наркотических средствах и психотропных веществах.

Исходя из примечания 2 к ст. 264 УК, которое распространяет свое действие и на ст.264.1, субъект преступления является специальным, обладающим как общими, так и специальными признаками.

Согласно требованиям ст.19 УК общими условиями уголовной ответственности за указанное преступление являются вменяемость физического лица и достижение им шестнадцатилетнего возраста. Водителем по этой категории дел признается не только водитель, сдавший экзамены на право управления указанным видом транспортного средства и получивший соответствующее удостоверение, но и любое другое лицо, управлявшее транспортным средством, в том числе лицо, у которого указанный документ был изъят в установленном законом порядке за ранее допущенное нарушение, лицо, не имевшее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства, а также лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением.

К специальным признакам относятся: во-первых, нахождение водителя в состоянии опьянения, при этом не обязательно алкогольного; во-вторых, наличие действующего административного наказания за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо наличие судимости за совершение преступления, предусмотренного ч.ч.2,4 или 6 ст.264 либо ст.264.1 УК.

Соответственно, совокупность указанных общих и специальных признаков определяет возможность привлечения лица к уголовной ответственности по ст.264.1 УК.

Формальный состав ст.264.1 УК не предполагает наступление общественно опасных последствий в виде причиненного вреда здоровью либо смерти окружающих, в связи с чем преступление признается оконченным с момента совершения деяния, независимо от фактически наступивших последствий. Поэтому установление общих и специальных признаков субъекта приобретает приоритетный характер для уголовно-правовой оценки деяния.

За совершение указанного деяния предусмотрена ответственность в виде штрафа от 200 до 300 тысяч рублей, обязательных работ до 480 часов, лишения свободы на срок до 2 лет. При этом в качестве дополнительного наказания виновное лицо может быть лишено права управления транспортными средствами до 3 лет.

 

28.11.2016 | Право на получение пособия на ребенка в Челябинской области 

Право на пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновителей) на каждого рожденного (усыновленного) и совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательной организации - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума в Челябинской области, установленного в соответствии с законодательством Челябинской области.

Пособие на ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательной организации - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) назначается в размере 173 рубля 90 копеек.

Размер пособия на ребенка увеличивается на сто процентов на детей одиноких матерей и детей-инвалидов, на пятьдесят процентов - на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, когда взыскание алиментов невозможно, а также на детей военнослужащих, проходящих службу по призыву.

Пособие на ребенка назначается органом социальной защиты населения по месту жительства родителя (усыновителя, опекуна, попечителя), с которым проживает ребенок (далее - заявитель), на основании его письменного заявления в соответствии с Положением о порядке назначения и выплаты пособия на ребенка, утвержденным Правительством Челябинской области.

Заявление о назначении пособия на ребенка может быть подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей. Указанное заявление должно быть подписано заявителем посредством электронной подписи.

При обращении в орган социальной защиты населения по месту жительства заявитель за назначением ему пособия на ребенка подтверждает сведения о доходах семьи документами, перечень которых определяется Положением о порядке назначения и выплаты пособия на ребенка, утвержденным Правительством Челябинской области.

Получатели пособия на ребенка обязаны своевременно извещать органы социальной защиты населения о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера пособия или прекращение его выплаты (установление отцовства, усыновление, лишение родительских прав, определение на полное государственное обеспечение, изменение состава семьи, выезд получателя пособия за пределы территории Челябинской области, получение сведений о прекращении розыска должника и другие обстоятельства).

Срок, в течение которого получатель пособия на ребенка обязан сообщить об изменении дохода семьи, дающего право на получение указанного пособия, не может превышать три месяца.

Органы социальной защиты населения, осуществляющие выплату пособия на ребенка, имеют право на проверку сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия на ребенка, в процессе которой они запрашивают и получают документы (сведения из документов), в том числе о доходах семьи, у всех органов и организаций, владеющих такими сведениями.

Излишне выплаченные суммы пособия удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения пособия и исчисление его размеров). Удержания производятся в размере не свыше двадцати процентов суммы, причитающейся получателю при каждой последующей выплате пособия. В случае прекращения выплаты пособия оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке.


24.10.2016 | Об изменениях в трудовой кодекс

Федеральным законом от 03.07.2016 № 272-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда» в ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации внесены изменения.

 Теперь за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

Ранее, по спорам о невыплате заработной платы и других выплат применялся общий срок давности для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, составляющий три месяца со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Указанные изменения вступили в силу с 03.10.2016.

Соответствующая информация направлена по электронной почте.

 

24.10.2016 | Законодательство об ответственности за неуплату средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей.

Федеральным законом от 03.07.2016 №323-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности», ст. 157 Уголовного кодекса Российской Федерации, ранее предусматривающая ответственность за злостное  уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, изложена в новой редакции: «Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей».    

Федеральным законом от 03.07.2016 №326-ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности», кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен ст. 5.35.1 КоАП РФ «Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей».    

Согласно ст. 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35.1 КоАП РФ «Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей» уполномочены составлять должностные лица территориальных органов службы судебных приставов.

К уголовной ответственности может быть привлечено лицо, неоднократно совершившее деяние, предусмотренное ст. 157 УК РФ, подвергнутое административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.

 

29.09.2016 | О погашении судимости

Наказание является основной формой реализации уголовной ответственности, наиболее оптимальным средством уголовно-правового реагирования в отношении лиц, совершающих преступления. Поэтому так важны вопросы, связанные с его назначением, отбытием и погашением судимости. 

В соответствии с ч. 1 ст. 86 УК РФ, лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости.          

В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 86 Уголовного Кодекса Российской Федерации (далее УК РФ), судимость погашается: в отношении лиц, условно осужденных, - по истечении испытательного срока; в отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы, - по истечении одного года поле отбытия или исполнения наказания; в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой и средней тяжести, - по истечении трех лет после отбытия наказания; в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечении шести лет после отбытия наказания; в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания.

В статье 15 УК РФ закреплены положения о видах преступления. В соответствии с требованиями данной статьи, преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает 3 лет лишения свободы. Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, превышает два года лишения свободы. Тяжким преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает десяти лет лишения свободы. Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.

Судимость в соответствии с ч. 1 ст. 86 УК РФ, учитывается при рецидиве преступлений, назначении наказания и влечет за собой иные правовые последствия в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.


21.09.2016 | Антикоррупционное просвещение граждан

Для борьбы с коррупцией в России утверждаются специальные программы по антикоррупционному просвещению. В рамках реализации Программы по антикоррупционному просвещению на 2014-2016 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2014 года № 816-р предусмотрены мероприятия, направленные на «повышение уровня правосознания граждан и популяризацию антикоррупционных стандартов поведения». Разъясняю, что понятие коррупция раскрывает Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Согласно закону, коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

К коррупциогенным правонарушениям могут относиться все нарушения законодательства в сфере прохождения государственной и муниципальной службы.

Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:

- формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

- антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

- предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;

- установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

- развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

Любой граждан вправе обратиться с обращением по вопросам борьбы с коррупцией в правоохранительные органы, в том числе в органы прокуратуры.

В соответствии с требованиями статьи 7 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» такое письменное обращение в обязательном порядке должно указывать либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляется письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свою фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. В письменном обращении должна быть изложена суть обращения, поставлена личная подпись и дата.

В случае необходимости можете приложить к письменному обращению дополнительные документы и материалы по существу вопроса, либо их копии. Обращение может носить коллективный характер, в этом случае оно должно быть подписано всеми гражданами и хотя бы часть подписей должна располагаться на том листе, где заканчивается текст обращения.

 

ПРЕДЫДУЩИЕ ПУБЛИКАЦИИ

 

 

 

Сайты администраций районов

Калиниский Курчатовский Советский Тракторозаводский Ленинский Металлургический